Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души,
произнес следующие слова: "стихи для запоминания должны воспитывать
в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми
и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны
нравиться самому ребенку".
И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь
ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных
фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает
в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества,
закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.
Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие
полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком,
учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его
возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять
ребенка пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно
и быстро запоминать стихи любого объема. Тем более, что школьная
программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.
Часто родители школьников жалуются на то, что их ребенок отказывается
учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего запомнить.
Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы, скорее
всего только испортите себе и ребенку настроение, и снизите у него
мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим,
более эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого
и легкого запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется
— терпение, фантазия, листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш
позитивный настрой.
Суть методики для запоминания стихов
Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет
высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что
мозг человека гораздо проще "опирается" на образы, и именно по ним
проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого
запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно
запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными
картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок.
Описание методики
1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.
2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре
строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе
бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно
нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик
или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее. 3. Читаем
заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ,
который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет
придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие
в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще
будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому
не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой
и понятной картинки. 4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
5. Заключительный этап — рассказ стихотворения ребенком без помощи
картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:
В октябре, в октябре Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова На зиму для печек. |
Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем
его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем
у нас ассоциируется та или иная строка стиха. Предположим, что на первый блок "в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе", ребенок нарисует капельки дождя. Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.
На двустишье "на лугах мертва трава, замолчал кузнечик", ребенок
также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет
о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую
травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой
строчкой стихотворения. Аналогичные действия нужно проделать и с блоком "заготовлены дрова на зиму для печек".
Пример рисунков-образов:
В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. | | На лугах мертва трава, | | Замолчал кузнечик. | | Заготовлены дрова | | На зиму для печек. | |
Однако, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку ту ассоциацию и тот
образ, которые ребенку абсолютно не понятны. Пусть продумает свой
образ, привяжет его к строчке из стиха, прочтет этот блок вслух.
С помощью приведенной методики, и вашего настроя на позитивный
результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством
запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы
позволите ребенку проявить фантазию, поможете существенно сократить
время на заучивание стихотворений в будущем, и, кроме этого,
разовьете творческие способности ребенка.
Заключение.
У разведчиков отменная память. Почему? Потому что в процессе постоянной
работы и тренировок они регулярно используют данную методику развития
ассоциативно-образной памяти. Поверьте, стоит попробовать помочь Вашему
ребенку стать лучше, умнее, ускорить весь процесс его общего
развития…
Автор методики: Валуева Л.А.
|