Классный час посвященный ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.
День Казанской иконы Божией Матери
История праздника
22
октября по старому стилю (1 ноября по использовавшемуся поляками
григорианскому календарю) в 1612 году бойцы народного ополчения под
предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли
Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский
вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся
построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по
григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало
капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других
знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался. В конце февраля 1613
года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского
царя из династии Романовых.
В
1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией
Матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным
праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917
года.
Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)»,
приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за
прошедшие века разницы между григорианским и юлианским этот день
сместился на 4 ноября (а в XXI веке сместится на 5 ноября). Именно эта
дата — 22 октября по юлианскому календарю или 4 ноября по григорианскому
календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.
Дискуссия вокруг праздника
После
введения поправки к Трудовому кодексу и появления нового праздника в
обществе разгорелась бурная дискуссия. В пояснительной записке к проекту
закона отмечалось:
4
ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы
Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву
от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и
сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в обществе.
Однако
высказывались мнения, что праздник 4 ноября не имеет никакой
исторической связи с описанными выше событиями, приводились рассуждения о
способе датирования старых праздников в новом стиле. Все эти мнения
сводятся к одному: в целях отмены советского праздника Великой
Октябрьской социалистической революции, а также досрочного завершения
работы над законопроектом была выбрана дата 4 ноября[2][3].
Также
отмечалось, что День народного единства — это воскрешённый
государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея
Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией
Матери приобретает статус государственного. С приходом советской власти
традиция отмечать освобождение Москвы прервалась[1][4].
Некоторые
политологи и политические деятели также высказывались о празднике. Их
мнения по этому вопросу расходятся. Звучали слова и о том, что новый
праздник не приживётся в России, и о том, что День народного единства
имеет хорошие перспективы в будущем.
История установления праздника
Непосредственной
причиной введения нового праздника была запланированная правительством
отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с
годовщиной Октябрьской революции 1917 года.
Идея
сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была
высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.
Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.
29
сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично
поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день
напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей
преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к
стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.
4
октября эту же инициативу публично поддержал первый замруководителя
фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он
заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков,
закончились „времена смуты"».
28
октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе
Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл
8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в
поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации
В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить
празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в
Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации
В. В. Путину.
23
ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект,
предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену
празднования 7 ноября — годовщины Октябрьской революции и 12 декабря —
Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также
введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий
Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).
В
тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к
председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление
Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4
ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника.
Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено
в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой
кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.
«Мы
полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал
днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены
Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события
«привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение
Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и
прекратило братоубийственное кровопролитие».
На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.
27
декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом.
327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое
воздержались.